Сэр Э́лтон Хёркелес Джон (англ. Sir Elton Hercules John, урождённый Ре́джинальд Ке́ннет Дуайт (Reginald Kenneth Dwight); род. 25 марта 1947) — английский рок-певец, композитор, пианист, рыцарь-бакалавр (1995) и кавалер ордена Британской империи (CBE, командор, 1997).
На протяжении своей почти 40-летней карьеры Элтон Джон продал более 450 миллионов пластинок. 54 его сингла входили в британский Топ-40[3]. Он занимает 49-е место в списке величайших исполнителей по версии журнала Rolling Stone. Элтон Джон — один из самых коммерчески успешных поп-исполнителей 1970-х годов: 7 его альбомов занимали первые места в Billboard 200[4], 23 композиции входили в американский Топ-40, 16 поднимались в первую десятку и 6 — на первое место[5]. Один из них, «Candle in the Wind» (версия, посвященная Принцессе Диане) разошёлся 37-миллионным тиражом.[6]
Элтон Джон оказал заметное влияние на развитие популярной музыки[7] и внёс большой вклад в распространение фортепьяно в рок-н-ролле. Основные черты творчества Элтона Джона — мелодический талант, богатый тенор, фортепьяно, звучащее в стиле госпел, энергичные оркестровые аранжировки, яркий сценический имидж и театральное мастерство.
В начале 1990-х годов Элтон Джон вынужден был бороться с наркотической зависимостью, депрессией и булимией. Тем не менее, он продолжает общественную деятельность, в частности, на поприще борьбы против СПИДа, которую начал в конце 1980-х. Он был введён в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, был посвящён в рыцари в 1998 году и до сих пор остается одним из самых успешных певцов в Англии.
Биография
Реджинальд Кеннет Дуайт родился в Пиннере, Англия, в семье командующего эскадроном ВВС Стэнли Дуайта и его жены Шейлы (в девичестве Харрис). Юный Дуайт был воспитан прежде всего матерью, а отца же видел не часто. Стэнли и Шейла развелись в 1962 году, когда Дуайту было 15. Его мать вышла замуж за Фреда Фейрбразэра (Fred Farebrother), которого Элтон с любовью называл «Дерф».
Дуайт начал играть на фортепиано, когда ему было четыре. Вундеркинд, он был в состоянии сыграть любую мелодию. В одиннадцать лет он выиграл стипендию в Королевской Консерватории, где обучался затем на протяжении шести лет.
Музыкальная карьера
В 1960 году Дуайт с друзьями собрали группу The Corvettes, которая начала с исполнения композиций Рэя Чарльза и Джима Ривза (на сцене Northwood Hills Hotel, в Миддлсексе), а в 1961 году превратилась в Bluesology. Днём он выполнял поручения для музыкальных издательств, по ночам же выступал соло в баре лондонской гостиницы и работал с Bluesology. К середине 1960-х годов Bluesology уже гастролировали в США — с такими ритм-энд-блюзовыми музыкантами, как The Isley Brothers, Major Lance, Дорис Трой, Патти ЛаБелль и The Bluebelles. В 1966 году группа приступила к сотрудничеству с Длинным Джоном Болдри (англ. Long John Baldry — часть прозвища последнего позже вошла в псевдоним Элтона Джона) и начала турне по Англии.
После неудачных прослушиваний в King Crimson и Gentle Giant Дуайт ответил на объявление в еженедельнике New Musical Express, размещённое Рэем Уильямсом (англ. Ray Williams), тогдашним руководителем отдела артистов и репертуара компании Liberty Records. Уильямс дал Дуайту сборник текстов, написанных Берни Топином — автором-песенником, отозвавшимся на то же самое объявление. Ни Дуайта, ни Топина в конкурсе не отобрали. Но Дуайт написал музыку на стихи Топина, которую затем отправил последнему по почте: так, в совместном творчестве по переписке зародилось партнёрство, которое продолжается и по сей день.
В 1967 году была записана первая композиция Элтона Джона и Берни Топина «Scarecrow» («Пугало»): после первой встречи, шесть месяцев спустя, Реджинальд Дуайт взял псевдоним Элтон Джон — в честь Элтона Дина и Long John Baldry. Некоторое время спустя, в 1972 году, он добавил себе среднее имя, Hercules: так звали коня в комедийном телесериале «Steptoe and Son».
Вскоре Джон и Топин присоединились к звукозаписывающей компании DJM Records Дика Джеймса как штатные поэты-песенники в 1968 году и следующие два года занимались написанием песен для различных исполнителей, в числе которых были Роджер Кук и Лулу. Топин мог набросать текст за час, потом пересылал его Джону, который писал музыку на него за полчаса, а если не мог ничего быстро придумать, заказывал следующий набросок. Параллельно Джон подрабатывал в «бюджетных» лейблах, записывая кавер-версии актуальных хитов, сборники которых продавались в супермаркетах.
По совету музыкального издателя Стива Брауна Джон и Топин начали писать более сложные песни для лейбла DJM. Первым был сингл «I’ve Been Loving You» (1968), записанный продюсером Калебом Куэем (англ. Caleb Quaye), в прошлом — гитаристом Bluesology. В 1969, с Куэем, барабанщиком Роджером Поупом и басистом Тони Мюрреем Джон выпустил сингл «Lady Samantha» и альбом Empty Sky, выдержанный (согласно Allmusic) в позднебитловской стилистике и, судя по амбициозным аранжировками и интересным текстам задумывавшийся как серьёзное творческое заявление. Обе работы получили хорошие рецензии, но коммерческого успеха в Британии не имели, а в США не вышли вообще (лишь в 1975 году альбом был там перевыпущен и поднялся до #6 в Billboard 200).