Юпитер мы переходим к изучению планет третьего уровня, которые представляют влияния, обстоятельства и события внешней и внутренней жизни, слабо зависящие от воли и поведения человека, по крайней мере, на среднем уровне развития. Эти влияния в большой степени обусловлены социализацией человека, т.е. включением его в человеческое общество. По отношению к каждому эгрегору, которому в той или иной мере служит человек, у последнего имеются две тенденции: к расширению сферы этого служения и дальнейшему внедрению в эгрегор, и противоположная, смысл которой заключается в обособлении человека, частичном уходе от служения, с целью индивидуации, поиска и изучения более глубоких слоев своего “я”. Первой тенденцией управляет Юпитер, второй — Сатурн.

В традиционной астрологии Юпитер — планета счастья, удачи и широких возможностей, безо всякого сомнения, благотворная. Более внимательное изучение показывает, что, разумеется, и здесь есть свои подводные камни, по крайней мере, если иметь в виду не беззаботное потребление жизненных благ, а духовное развитие и служение эволюции. Впрочем, гедонисту, радостно предвкушающему юпитерианское изобилие малых и больших удовольствий, стоит призадуматься над его смыслом и возможными последствиями.

Итак, Юпитер управляет процессом включения человека в новый эгрегор, социальную группу или даже слой, увлечениями: человеком, наукой или искусством; это новые, бесплатно открывающиеся возможности, продвижение по службе или. пост на неожиданном направлении, иногда просто возникающие из чистого неба крупные суммы денег, позволяющие изменить жизнь и решить актуальные проблемы платежа за квартиру или покупки приглянувшегося острова в Индийском океане. Юпитер управляет первым (острым) периодом влюбленности. Включенный Юпитер это сияющие глаза человека, вступающего в новую счастливую жизнь, и хотя никакая жизнь особенно счастливой не бывает, Юпитера это, кажется, нисколько не смущает, он раздает обещания, особенно энергетические, совершенно не заботясь об их исполнении: душевный подъем в начале влюбленности или занятий новой деятельностью часто совершенно не соответствует последующим переживаниям и трудностям. В этом смысле Юпитер — великий обманщик, но совсем не такой, как Нептун. Юпитер не отводит глаза, он просто включает яркий свет и иллюминацию всех цветов радуги, а потом незаметно ее выключает, и уступает место более прозаическим планетам, Солнцу, Марсу и Сатурну, то есть принципам необходимости, труда и дисциплины. Почему так происходит, до конца не ясно, но при включении человека в новый эгрегор последний как бы активно приглашает к себе, вроде бы в гости, а на самом деле — потрудиться на своих полях, но внешне это выглядит как духовой оркестр, арка, убранная цветами, или строй девушек в парадных сарафанах и пышные желтые хлеб-соль на вышитом полотенце.

В области внутренней жизни Юпитер представляет те программы подсознания, которые малодоступны для среднего человека и даже его психоаналитика (их сфера — планеты 1 и 2 уровней), вполне аналогично тому, как счастья и новых возможностей можно долго добиваться, но все-таки для того, чтобы они пришли (хотя бы на короткое время), нужно сильное везение, удача, прямая помощь судьбы или Бога (в зависимости от уровня религиозности человека). Точно также Юпитер управляет компенсаторными программами подсознания, которые включаются не усилием воли человека, а как бы сами, но во вполне определенное (высоким эгрегором) время, хотя часто и с помощью самоанализа, других людей и внешних событий, но чуть раньше ни то, ни другое, ни третье соответствующих изменений в психике человека произвести бы не смогло. Включение Юпитера хорошо иллюстрируется следующими примерами из, соответственно, внешней и внутренней жизни.

а) Молодой (а потом средних лет) и сравнительно талантливый научный сотрудник с пораженным Марсом обуреваем тайным желанием стать начальником лаборатории. Он много (порой судорожно) работает, но некоторые его усилия вообще не приносят результатов, часть достижений оказывается уже неактуальной, а некоторые вроде и всем хороши, но не находят должного (как ему кажется) признания у администрации института. Короче говоря, у начальства он на хорошем счету, но, несмотря на все более прозрачные намеки с его стороны, данная кандидатура на пост начальника лаборатории почему-то не рассматривается или, еще хуже, имеются неопределенные планы, которые год от года, по неясным никому причинам, откладываются. Говоря на оккультном языке, начальственный эгрегор успешно сопротивляется марсианским или “локтевым” усилиям нашего научного сотрудника, и это прекрасно чувствуют как его начальство, так и он сам, по характерному ощущению внутренней безнадежности своих усилий, которые на каком-то этапе “случайно” обязательно срываются. И вдруг в один прекрасный день все начинает налаживаться: директор вдруг становится внимательным, долго жмет руку при встрече и в его взгляде сквозит уважение, научные результаты вдруг получают международное признание, и долгожданная лаборатория сама плывет в руки счастливца.

б) Молодая женщина, которую бросил возлюбленный, никак не может его забыть. Ее мысли постоянно возвращаются к утраченному прошлому, и все время тянет подойти к окну и посмотреть, нет ли там любимого силуэта. Мужчины ее больше не волнуют, мир стал серым, а чувства — блеклыми. Когда подобное состояние продолжается два года, ее подруги теряют надежду на естественное излечение и начинают искать знакомого психиатра, который, увы, констатирует норму. Сама она понимает всю неправильность своего состояния и поведения, но ничего сделать с собой не может; даже сама мысль о бадминтонной ракетке или театральной постановке (5 дом) вызывает неодолимое отвращение. И вдруг однажды она просыпается, распахивает окно и видит, что деревья стоят ярко-зеленые, а местами даже серебряные, и вдруг понимает, что траур окончен, прошлая жизнь позади и начинается другая, новая, заманчивая, свежая и волнующая.

Юпитер щедр, он всегда дает много, от души — даже если в натальной карте стоит в соединении с Сатурном. Юпитерианский подарок не только лучше всего, на что человек мог надеяться — он лучше того, что вообще можно было себе представить.

Юпитер дает, ничего не требуя взамен; но он предлагает лишь дополнительные пути и возможности проработки кармы, а вовсе не заменяет эту проработку. Включение в новый эгрегор подразумевает служение ему, но за этим проследят менее оптимистичные планеты; по-видимому бесплатное решение внутренней проблемы путем переключения интересов есть лишь ее отсрочка или открывающаяся возможность решить ту же проблему, но на другом материале. Юпитер проливает на уставшего, отчаявшегося и заплутавшего человека Божью благодать, но это планета начала пути, который должен быть пройден весь.

На первом уровне проработки Юпитера человек радостно приветствует свалившееся на его голову счастье и новые возможности; в церковь он ходит, главным образом, не для очищения от грехов, а для того, чтобы попросить Всевышнего о той или иной милости для себя лично или для ближайших родственников. Для этого уровня характерна острая мечта выйти “из грязи в князи”, т.е. в следующий социальный слой, получив богатое наследство, заключив удачный брак и т.п. способами, предполагающими везение, но не упорный труд. Его пленяют такие методы быстрого обогащения как азартные игры, биржевые махинации, организация дутых акционерных обществ и т.д. При поражении Юпитера возможны и чисто уголовные склонности: крупное воровство (мелкое идет под Меркурием), грабеж банков и ювелирных магазинов; у главаря воровской шайки почти наверняка будет сильный Юпитер, и чем больше у него будет гармоничных аспектов, тем дольше он будет жив и на свободе.

На первом уровне проработки Юпитера любой представитель следующего социального слоя рассматривается человеком как Бог во плоти, поскольку максимально доступный для него эгрегор есть именно эгрегор следующего социального слоя. Это ведет, особенно при сильном Юпитере, к совершенно невозможной гордыне по отношению ко всем, находящимся ниже на социальной лестнице, сочетающейся с самоуничижением по отношению к вышестоящим. Вообще Юпитер расширяет горизонты, но здесь они мыслятся очень узко, в точном соответствии с общественным сознанием соответствующего круга: хорошо быть богатым и знатным и обладать властью; научные и религиозные идеи и идеалы пока не возникают или кажутся эфемерными.

На втором уровне проработки Юпитера человек по-прежнему воспринимает все сыплющиеся на него блага и милости судьбы как должное и более того значительную их часть не воспринимает вовсе, особенно юпитерианскую милость, выражающуюся в том, что человек не получает по кармическим заслугам — многое как-то незаметно сходит с рук, и слава Богу, а почему так получается, человек не думает. На этом уровне- человек иногда имеет доступ к эгрегору социального слоя, располагающегося на две ступеньки выше того, где он сам находится, поэтому непосредственно вышестоящий слой, хотя и весьма привлекателен, но мечты уже отличают его от следующего: так для полковника звания генерал-майора и генерал-лейтенанта уже существенно различаются. На втором уровне молитва по-прежнему носит характер попрошайничества, после посещения церкви мысли на некоторое время (по крайней мере, до конца паперти) устремляются на не вполне земные дела; смутно появляется идея благотворительности. Пока еще человек формирует свои представления о счастье, удаче и расширении возможностей строго на основе соответствующих социальных штампов, но их набор делается шире и возможна осознанная деятельность по их комбинированию, например: я бы хотел быть профессором и получать зарплату 500 рублей в месяц, или: я бы хотел быть директором мебельной фабрики и иметь дачу. На этом уровне человеку открывается реальная сфера идеальных достижений человечества: мир искусства, мир абстрактной мысли, и где-то на горизонте, пока еще почти невидимые, начинают просматриваться философия и религия как неведомые, но когда-то, быть может, постижимые глубины.

На третьем уровне проработки Юпитера человек частично осознает ограниченность социальных представлений об удаче и счастье, но они не теряют своей власти над ним. Все же умом (реже сущностно) он теперь понимает, что счастье есть следствие труда на благо других людей, для чего, в свою очередь, нужно учиться и много работать над собой, а удача в жизни есть не что иное, как своевременно пришедший кусок подходящей работы, неважно над собой или во внешнем мире; наступает важнейший момент в духовной жизни: человек учится радоваться трудностям, естественно возникающим на его жизненном пути, понимая, что их преодоление и есть его эволюционная работа. Только теперь он может правильно оценить юпитерианское влияние не как подарок судьбы за безгрешную жизнь, но как помощь кармы в обучении и расширении возможности действий, то есть развитии творческого принципа в своей жизни.

На этом уровне часто происходит обожествление науки или искусства — сравнительно высоких социальных эгрегоров, во многом гибких, т.е. допускающих творческую работу, куда теперь человек с помощью Юпитера имеет регулярный доступ. Однако в более высокие эгрегоры — философской мудрости и собственно религиозные — выход, если и бывает, все же пока слишком кратковременен, и мимолетные религиозные и философские откровения, хотя и весьма ценятся человеком, все же не играют основной роли в жизни. Тем не менее на этом уровне интерес к церкви и обрядам существенно усиливается и имеет уже не только культурно-познавательное значение: после мессы или исповеди человек может ощутить реальное облегчение и помощь.

На четвертом уровне проработки Юпитера находятся люди, которые раньше считались бы святыми, но в наше атеистическое время в этих терминах не мыслят и говорят, в зависимости от личного отношения: “Ну, очень хороший человек” или “Какой-то странный... не от мира сего”. На четвертом уровне проработки Юпитера человек уже в состоянии сущностно отойти от общепринятых социальных идеалов и представлений о счастье; он находит свое место в эволюционном процессе и обретает истинную личную веру, т.е. канал в свой высший кармический эгрегор, который ведет его по жизни, предлагая сотрудничать с разными социальными эгрегорами, чью этику человек соблюдает, но полностью ей не подчиняется, обладая постоянной возможностью получить информацию и помощь от более высокого эгрегора. Однако для того, чтобы выйти на этот уровень, нужно пройти полный курс безличного служения (12 дом) этому социальному эгрегору и попутно трансформировать все свои программы подсознания, положительно отзывающиеся на стандартные представления общественного подсознания о счастье, оставив лишь те, которые соответствуют эволюционному служению в рамках личной кармы.

От такого человека распространяется духовный свет. Его Юпитер включает Юпитер всех людей, попадающих в его окружение, и многие их проблемы (внешние и внутренние) решаются сами собой, но главное не это, а расширение возможностей саморазвития и эволюционной работы, которое несет эта долгожданная, но плохо понимаемая планета.

Юпитер символизирует покровителя (не отца или начальника), счастливый случай или просто большую радость.

Юпитер управляет Стрельцом и Рыбами, кульминирует в Раке. От Стрельца Юпитер получает высшую устремленность и религиозный оттенок, от Рыб — милость и милосердие, от Рака — глубину эмоционального и душевного проникновения в суть человеческих проблем, что осознается не сразу.

Ситуация Юпитера это, например, амнистия заключенным по поводу национального праздника, скажем, восхождения наследника на престол. Юпитерианскими ситуациями изобилует любой приключенческий роман: это всевозможные чудесные спасения от стихийных бедствий и козней различных врагов, мерзавцев и преследователей. Юпитер управляет милосердием в его социальном выражении — детскими приютами, бесплатными обедами для голодающих и безработных, религиозными миссиями с акцентом на практическую помощь обездоленным. Ситуация Юпитера высшей октавы — Преображение Господне, а для обычных людей то, что мистики называют посвящением, т.е. открытие прямых каналов в высокий эгрегор.

Юпитер совершенно необходим в научном поиске, он расширяет взгляды исследователя и дает удачу, почти чудо, без которого невозможно никакое серьезное научное достижение. Юпитер также стоит над серьезным разговором или лекцией на религиозно-философские темы (поверхностная болтовня на эти и любые другие темы идет под Меркурием). Юпитер управляет социально одобренными путями расширения сознания — книги, библиотеки, своя и чужая культура, чужеземцы, путешествия и изыскания в дальних странах. Юпитер участвует во всех ситуациях изобилия, будь то щедрый урожай, полнота телосложения или наводнение. Нашествие саранчи управляется, видимо, Сатурном и Юпитером в соединении. Здесь мы касаемся того важного обстоятельства, что “много” не всегда значит “хорошо”; в частности, изобилие оков, цепей и колючей проволоки в стране вполне может быть связано с гармоничным Юпитером соответствующего министра.

Человек с преобладающим влиянием Юпитера в карте будет вызывать одну из двух реакций: либо его будут обожать, либо совершенно не переносить. Причина заключается в том, что человека Юпитера (кроме редких исключений при сильном поражении) всегда очень много.

В гармоничном варианте это нечто феерическое: представьте себе толстого, очень добродушного и жизнерадостного человека, через край переполненного идеями и энергией, неустанно деятельного, постоянно окруженного изобилием людей и предметов. Дома у него вас постоянно кормят различными яствами, причем их запасы и многообразие кажутся неисчерпаемыми; полезной мебели и безделушек, не говоря о книгах и предметах искусства столько, что хватило бы на публичную библиотеку и музей средней величины, и если хозяин имеет слух, то играет на любом музыкальном инструменте, и многие из них наличествуют в доме, украшенные перламутром или еще Бог знает как, а из трех гитар одна окажется не шести, а двенадцатиструнной. На окружающих такой человек смотрит снисходительно, и если вы сможете все это перенести и пережить, не усугубив своего комплекса неполноценности, то вы обнаружите, что хозяин в сущности полон собой и рассматривает вас находящимся где-то между любимой сиамской кошкой (у него есть еще две) и кабинетным роялем прошлого столетия. Впрочем он (вполне бескорыстно) предлагает вам свою личность вместе со всем ее окружением и аурой изобилия, счастья и удачи, а разве этого мало?

При напряженных аспектах сильного Юпитера человек будет крайне обеспокоен проблемой самоутверждения. На низком уровне он будет постоянно буквально лопаться от важности, причем это зрелище станет столь же впечатляющим для одних людей, сколь умозрительным для других, и последним будет совершенно непонятна его власть над первыми. Этому человеку тоже будет много везти, но часто грязноватым способом: скажем, он не попадет в тяжелую автомобильную катастрофу, поскользнувшись и упав в сточную канаву. Здесь тоже будет изобилие проявлений личности и богатство материального окружения, но далеко не всегда желанного; кроме того, возможно ожирение (или крайняя худоба), опухоли, большие выпуклые родинки и т.д.

Но в любом случае человек Юпитера будет неравнодушен к роскоши, удовольствиям, социальным приоритетам, славе; на более высоком уровне — к новым идеям, философским и религиозным течениям, актуальным для современников. Это филантроп, меценат, вообще покровитель в лучшем или среднем смысле этого слова; он живет в мире, сильно отличающемся от мира обычного человека, и найти с ним адекватный контакт или хотя бы понимание бывает трудно.

Вообще нужно иметь в виду, что преобладание в гороскопе планеты 3 или 4 уровня часто дает человеку ощущение богоизбранности, вызванное (вполне реальным) ощущением сильного канала в высокий эгрегор. Конечно, этот канал нуждается в проработке, которая достигается развитием принципа преобладающей планеты и планет, ее аспектирующих, и только тогда человек может выйти на уровень национального и тем более планетарного эгрегоров, но указанное мистическое чувство может иногда ощущаться им с раннего детства.

Слабый Юпитер дает человека, который не приучен судьбой к тому, что перед ним нежданно появляется прекрасная фея и осыпает его подарками; у него постепенно создается (правильное при любых аспектах Юпитера) впечатление, что все в своей жизни он должен делать сам, не надеясь на особую помощь свыше. Жить без надежды никакой человек не может, но слабый Юпитер, не особенно помогая “на халяву”, дает ему возможность самому выковать свое счастье — то, которое человек сам себе выберет.

Нужно понимать, что стремление к расширению сознания и познанию себя определяется не аспектами Юпитера и Хирона, а эволюционным уровнем человека, поэтому слабый Юпитер означает не вообще отсутствие стремления к другим, более широким эгрегорам, а скорее отсутствие специфического предпочтения какого-либо одного из них. Человек, если так можно выразиться, получил по окончании предыдущего воплощения свободное распределение и теперь сам выбирает место для дальнейшей работы в высших сферах. Его никто особенно не зовет, но никто и не отвергает; однако пока он не произведет выбора и не пройдет продолжительные вступительные испытания нового эгрегора, ему не следует ждать беспричинных поощрений: свобода человека всегда вызывает подозрение эгрегора.

Гармоничный Юпитер дает удачу и широкие возможности в тех сферах, на которые он влияет. В этих областях у человека несколько эйфорическое восприятие действительности: у него есть уверенность, что у него все получится, а в случае неприятностей в результате все разрешится наилучшим образом, и даже к некоторой неожиданной его выгоде. Гармоничный Юпитер дает яркое освещение, и даже объективно (с точки зрения окружающих то есть) серое кажется не таким уж унылым и в любом случае многообещающим. Такому человеку трудно жаловаться на свою тяжелую жизнь, он вряд ли вас поймет, но если вы захотите и сможете подключиться к его каналу, он быстро вас утешит, не прибегая к особому анализу и аргументам, просто поднимет настроение и бодрость духа своим собственным оптимизмом, энергией и благожелательностью. Зачем грустить, когда в мире всегда так много неиспользованных возможностей, которые только и ждут хорошего человека? А?!

Гармоничный Юпитер, особенно в угловых домах, дает человеку сильный соблазн постоянного паразитизма. У него не жизнь, а как будто сплошной праздник, это желанный жених, постоянно занятый изучением все новых и новых прелестных невест, жаждущих выйти за него замуж. Правда, через некоторое время его вкус несколько притупляется, а удачи и везение надоедают и перестают восприниматься как таковые. Но даже если человек не желает делать абсолютно ничего и эксплуатирует дары Юпитера на 100% в чисто эгоистических целях, его действие не кончается, хотя и ослабевает. Происходит другое: начинает действовать закон кармы, который через другие планеты (в первую очередь Солнце и Сатурн) предлагает человеку все более жесткие испытания, обучая его законам бытия экзистенциально, т.е. на его собственной шкуре. Однако Юпитер, не будучи в силах противостоять этим влияниям, облегчает тем не менее жизнь и расширяет возможности и в новой обстановке: например, разжалованный директор международной компании обнаруживает на своем новом рабочем месте простого клерка чудесный вид из окна: цветущий парк и церковь с золотыми куполами в отдалении.

Пораженный Юпитер чаще всего дает человека глубоко фрустрированного и с сильным наполеоновским комплексом (на внешнем плане это может выражаться очень неприятно: жадность, высокомерие и т.д.). В соответствующих сферах его жизни какой-то невидимый внутренний (а иногда внешний и отлично слышимый) голос постоянно нашептывает ему: “Ты значителен. Ты скорее даже просто велик. У тебя необыкновенные способности и возможности, и тебя всегда должны встречать цветами, барабанным боем и бурными восторгами, ибо ты ко всему еще и непогрешим”. Но при столкновении с реальностью быстро выясняется, что возможности действительно открываются, но все какие-то не те или требующие больших дополнительных усилий. А цветы и восторги в основном почему-то приходится изымать насильно. Трудность проработки пораженного Юпитера заключается в том, что описанные внутренние ощущения идут, как кажется человеку, из самой глубины его сущности (Юпитер, как планета 3 уровня, управляет очень глубокими программами подсознания), но несмотря на это не то чтобы совсем ложны, но сильно искажены и неполны, а понять и признаться в этом самому себе необычайно сложно. Если карта в целом гармонична, человек вытесняет юпитерианскую гордыню в подсознание, иногда успешно, но чаще всего в поведении и интонациях она прорывается. Что же касается счастья и удачи пораженного Юпитера, то их не нужно принимать за чистую монету — чаще всего это приглашение не совсем того эгрегора или неудачно сформулированное, и не нужно на них бросаться, забыв всякую осторожность, как щука на блесну. Кроме того, планетарные амбиции обычно имеют под собой почву, вопреки мнению психиатров, но требуют многолетней проработки и самоотречения, и тогда самый пораженный Юпитер принесет и долгожданную удачу, и кусочек счастья, который трудно себе заранее представить.

Источник