Венера представляет принцип восприятия на социальном уровне. Что это значит?
Многие вещи человек воспринимает не как абстрактный наблюдатель, а с ощущением своей включенности в род человеческий в целом или в те или иные более узкие его слои. Это касается как эстетики, которая социально обусловлена гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд, восприятия человеком отдельных людей, коллективов и социальных ситуаций. Конечно, он далеко не всегда это осознает и фиксирует, но его взгляд на происходящее в подобных ситуациях всегда социально обусловлен, может быть, положительно или отрицательно, но во всяком случае его социальный эгрегор смотрит через человека на происходящее вокруг него и определенным образом направляет и сужает внимание (и сознание) и в известной мере действует на волю. В то же время Венера — планета 2 уровня, и ее влияния следует рассматривать как в большой степени управляемые человеком, по крайней мере, на третьем-четвертом уровне ее проработки.
Итак, Венера активна, когда человек воспринимает происходящее вне (внутри) него, чувствуя при этом свою причастность к социуму, подсознательно ориентируясь на интуитивно ощущаемые им социальные схемы. Здесь следует подчеркнуть, что “ориентируясь” значит скорее “имея в виду”, чем “подчиняясь”; при поражении Венеры человек часто воспринимает социальные моменты точно наоборот по отношению к взглядам своего общества, что, конечно же, также означает ориентировку на эти взгляды.
Если Луна управляет социальными программами наименьшего и наибольшего социальных эгрегоров, связанных с человеком, т.е. семейного (или эгоического) и этнического, то Венера определяет влияние всех промежуточных общественных эгрегоров — социального слоя, группы и т.д. Первое сильное включение Венеры происходит во время 14-летнего подросткового кризиса (оппозиция транзитного Сатурна к его радикальному положению), когда ребенок неожиданно ощущает острую необходимость быть как все и к ужасу родителей старается говорить и одеваться стандартным принятым в его социальной группе способом, т.е. говоря на оккультном языке, пытается подключиться к групповому эгрегору. Неизбежная банальность его проявлений будет при этом признаком включения в эгрегор, т.е. успешной проработки Венеры (и вовсе не означает утраты индивидуальности, как кажется родителям) и между прочим станет залогом его дальнейшей успешной социальной, эмоциональной и личной жизни, которые в огромной мере определяются проработкой именно Венеры.
Венера — богиня любви и красоты, но как планета она дает социализированные аспекты того и другого; в частности, биологические аспекты любви и божественная любовь управляются не Венерой, а соответственно Луной и Нептуном.
Венера играет очень важную роль, подготавливая человека к истинной религиозности (управляемой Нептуном), т.е. восприятию высших эгрегоров и вибраций. На низком уровне развития души человек их практически не ощущает, и его вера, естественно, может быть лишь ментальной (“я верую потому, что уважаемые мной люди говорят, что Бог есть”). В то же время социальный эгрегор находится гораздо ниже, его вибрации и энергетика ощутимы для любого человека, и по сильным эстетическим, любовным и коллективным переживаниям человек может получить первое приблизительное представление о том, что такое истинная религиозность и включение в высшие эгрегоры. Трудно ощущать и любить человечество в целом (хотя легко об этом говорить), но истинное венерианское включение пусть в небольшой коллектив дает очень существенное продвижение на пути развития религиозного чувства; не нужно только ставить самому себе пределы, фетишизируя свою группу или возлюбленную, т.е. профанируя высший эгрегор низшим.
В эстетической области Венера дает опять-таки социально-ориентированный взгляд, а индивидуальные, совершенно не связанные с социумом эстетические переживания, идущие от ощущения высшим “я” человека тонкой гармонии Космоса и эволюции, управляются скорее высшими планетами, особенно Нептуном. Однако Венера символизирует внутренний принцип социализации человека, т.е. его интимного включения в общество и, в частности, невозможность полного обособления личной эстетики человека от социальной. Эстетика дает тонкую регулировку поведения и отношения к миру; она говорит там, где этика давно молчит, т.е. критерий “хорошо — плохо” гораздо грубее, чем “красиво — некрасиво” и в особенности “более гармонично — менее гармонично”. Поэтому развитая Венера дает тонкую социализацию, умение слышать социальный эгрегор не грубым рассудком (Меркурий), а тонким эстетическим ощущением — умение, крайне необходимое дипломатам и цензорам.
В любви Венера дает первое небиологическое ощущение соединения с другим человеком: любовь всегда есть любовь к Богу, но любовь по Луне есть любовь к человеку как биологическому существу, а любовь ;по Венере это восприятие другого человека как социального существа, что дает несравненно более широкий канал к постижению истинной космической любви. Яркие вспышки романтической любви в юности — неважно, к партнеру противоположного или своего пола, к учителю или кинозвезде, всегда имеют социальное венерианское происхождение; после нескольких удачных сексуальных актов и особенно после появления семьи и детей Венера чаще всего незаметно уступает свои функции Луне. Любовь по Венере отличается от любви по Луне примерно так же, как шампанское от хлебного кваса; последний тоже неплох, но особого вдохновения не вызывает. Венерианская любовь подразумевает определенную работу человека в социальном эгрегоре, но при сильных чувствах там трудно долго удержаться, поскольку очень хочется свернуть пространство вокруг себя и больше ни о ком не думать — а это уже лунное состояние. Для венерианской любви характерны высокие требования к эстетическому оформлению отношений — красивые жесты, цветы, подарки, стихи или, в крайнем случае, ритмическая проза. Все это, если происходит искренне, превращает биологические чувства в социальные, а значит через ступеньку — в божественные. Бог — везде, и главное Его проявление это любовь, но нужно это увидеть. И легче всего воспринять Божественную любовь через социальный эгрегор, где для нее предусмотрены два основных чувства: венерианские эстетические переживания и любовь.
Хотя Венера предполагает пассивное восприятие, от человека, у которого она в данный момент сильно включена, идет сильное магнетическое поле притяжения, и это совершенно реальная сила, транслируемая его социальным эгрегором. По этому полю очень хорошо передается энергия (особенно сексуальная), поэтому попадание в него может ощущаться как сильный удар: вас начинает неудержимо тянуть к этому человеку, хотя он по-видимости ничего для этого не делает и даже не старается делать.
На первом уровне проработки Венеры эстетические чувства, т.е. способность видеть Бога и космическую гармонию в окружающих предметах и явлениях, развито очень слабо, человеку почти безразлично внешнее оформление его жизни, пока оно достаточно безыскусно. Его социальный эгрегор имеет в виду простейшую операциональную этику, т.е. принцип: красиво и хорошо то, что полезно и функционально (точнее, то, что бесполезно — дурно, а понятие “красиво” вообще не входит в личный тезаурус).
На этом уровне социальная этика очень примитивна: человек совершенно не ощущает таких тонкостей, как настроение собеседника или дух коллектива, и реагирует лишь на прямые указания, угрозы или, лучше всего, физические методы воздействия; зато последнее воспринимается очень хорошо и запоминается надолго. Здесь культура чувств очень низка, преобладают грубые эмоции: злоба, ненависть, похоть, злорадство, зависть, ревность, но все это в совершенно жестких, однозначно запрограммированных социальным эгрегором формах, неслучайно проявления этих чувств у разных людей бывают столь похожи.
На этом уровне проработки Венеры любовь ощущается, в первую очередь, как сексуальное влечение, обусловленное согласованием с социальной эротической нормой: определенной в данном обществе как сексуальный идеал линиями и пропорциями лица и фигуры, походкой, манерами поведения в обществе и т.д. При рассогласовании с этой нормой партнер как объект любви вообще не рассматривается (хотя с ним возможны сексуальные отношения по лунному животному типу, и они даже типичны для первого уровня проработки Венеры, поскольку социальный эротический идеал в жизни встречается очень редко, и остается лишь полагаться на непритязательную, по крайней мере, в эстетическом плане Луну: “с лица не воду пить” — типично лунная поговорка). И вообще все поведение в любви на первом уровне проработки Венеры это, по большей части, строгий диктат поведения партнера и во многом самого человека: все должно происходить по четким социальным канонам, как принято в данном круге — и во внешних проявлениях, и в душевной жизни. Все нестандартные и непредусмотренные эмоции вытесняются, подавляются и игнорируются. Здесь социальные штампы восприятия абсолютны.
На втором уровне проработки Венеры эстетическое чувство еще строго соответствует социальным нормам, но начинает играть в жизни человека большую роль, чем на предыдущем уровне. Человек начинает мыслить в терминах “красиво — некрасиво”, и это становится существенным для него обстоятельством, иногда определяющим важный выбор. Красивые вещи, особенно престижные, могут стать объектом практически религиозного поклонения и обожания, и это есть максимальная религиозность, на которую способен данный человек; впрочем при гармоничных аспектах Венеры и так можно на короткое время впасть в состояние самадхи.
Здесь социальная этика весьма жесткая, но уже начинают различаться детали: вилку следует держать в левой руке, а кости не бросать под стол, а складывать к себе на тарелку; вообще приобретают осознаваемое значение ритуалы и формы, в том числе бытовые и религиозные, например, человек может с интересом наблюдать церковные обряды, оставаясь равнодушным к религии; если же он верующий, то красота обряда сильно поддерживает его религиозные чувства.
Внутренняя жизнь допускает уже много, хотя и стандартных, оттенков; открывается мир социально программируемых положительных чувств; романтическая влюбленность по книжному или кинотрафарету, доброта в узком понимании и не во вред себе, ощущение искренней благодарности, понятие и элементы самоотверженности и т.д.; параллельно человек учится допускать и видеть эти чувства и состояния также и у других.
На этом уровне человек уже сравнительно хорошо адаптируется в социуме, по крайней мере, в своем узком слое, и может, особенно при гармоничной Венере, получать большое удовлетворение и радость от социальных контактов, прекрасно ощущая единство с эгрегором своей группы или слоя; жесткость управления его не смущает.
На третьем уровне проработки Венеры происходит отделение личного восприятия от штампов общественного, в эстетическом и социальном восприятии появляется некоторая свобода: я могу смотреть как это принято в моем круге, а могу и самостоятельно. Однако этот личный эстетический и этический взгляд пока слаб, человек не уверен в правильности и вообще правомерности такого не санкционированного социумом способа восприятия и оценки окружающего и внутреннего мира. На этом уровне эстетическое чувство развито несравненно сильнее и подробнее, чем на предыдущем; человек начинает видеть детали, не замечаемые общественным эстетическим сознанием, и ему кажется, что они, и даже иногда целые произведения искусства, как бы адресованы ему лично, что создает качественно иное эстетическое ощущение, которое можно уже назвать наслаждением. При сильном включении в эстетический эгрегор здесь становится возможным художественное или литературное творчество. Этика социальных контактов становится гибкой, человек хорошо чувствует не только неписаные правила поведения в своем круге, но и границы, в которых эти правила могут быть нарушены своеобразием его обаятельной личности. Этот человек приятен, социально интересен (т.е. его все охотно зовут в гости и на полуформальные собрания, общественные мероприятия и т.п.) и воспринимается красивым; во всяком случае он приятно и оригинально смотрится. Внутренняя эмоциональная жизнь начинает оцениваться с этических и эстетических позиций; некоторые свои чувства и душевные движения этот человек сочтет неправильными, неуместными или некрасивыми и постарается от них избавиться, поначалу неумелым подавлением. Кроме того человек обнаруживает, что его эмоциональное состояние сильно влияет на его окружение и что трансляцией мягкого венерианского излучения — например, мягкой улыбкой и интонацией, красивой одеждой, осанкой и движениями — можно легко добиться многих существенных результатов, которые трудно достижимы другими способами, например, прямой активностью Марса. В любви этот человек может подняться до больших высот творческого вдохновения, к некоторой досаде его возлюбленной, рассчитывающей скорее всего на более земные проявления его чувств, нежели пышные оды или даже элегии. Только на этом уровне венерианская любовь может стать действительно бескорыстной; и человек может воспринять объект более или менее таким, каким он является, по крайней мере, с его индивидуальными особенностями, не проходящими через цензуру социальных штампов.
На четвертом уровне проработки Венеры эстетический принцип начинает вытеснять этический в его узком социальном понимании. Теперь человек меньше зависит от социальных эстетических и этических норм, хотя их осознает и постоянно имеет в виду; однако социальные трафареты для него часто узки и почти всегда недостаточны, поскольку его этика и эстетика должны быть гораздо точнее, и они определяются ведущим человека эгрегором непосредственно, часто минуя социальные. На этом уровне человек постоянно должен жить красиво и точно, и его требования к себе значительно выше, чем установленные социумом, но люди этого обычно не замечают. Просто к человеку сильно тянет, на него очень приятно смотреть, что бы он ни делал или говорил, кажется, что его можно сразу снимать в художественном фильме. В то же время к нему трудно подойти близко, ощущаешь себя как бы недостаточно чистым. С другой стороны, контакт с таким человеком ведет к внутреннему очищению и вызывает сильное желание стать лучше, гармоничнее внутри и красивее внешне.
На четвертом уровне проработки Венеры человек может вести работу непосредственно в социальном эгрегоре. На материальном уровне это значит, что его этические и эстетические влияния настолько сильны, что входят в моду и меняют восприятие мира у больших групп людей; это крупные художники, публицисты, общественные деятели, редко политики. Во внутренней жизни человек учится различать чувства и эмоции, наведенные общественным подсознанием, и, так сказать, свои личные, и не зависеть ни от тех, ни от других, но управлять ими по своему желанию для достижения наиболее адекватного поведения в социальной среде. Это актеры очень высокого класса, преследующие не эгоистические, но эволюционные цели, в частности, практические духовные учителя.
Венера символизирует красивую или эффектную женщину, подчеркнуто не материнскую или не сестринскую фигуру. Для мужчин это может быть любовница, но социально подчеркнутая как не жена, для женщины — любовная связь, где она будет выступать в социальной роли любовницы (неважно, с мужчиной или женщиной), или при поражении Венеры — соперницы.
Венера управляет Весами и Тельцом. От Весов Венера получает интуитивное чувство высшей гармонии, умение ощущать соразмерность частей и эстетику развития сложных процессов, от Тельца — замечательно земное, ощутимое воздействие на окружающий мир; ее девиз “то, что красиво — реально”.
Венера кульминирует в Рыбах. От Рыб развитая Венера получает небрезгливость, умение адаптироваться к любой ситуации и найти эстетику и адекватную, или хотя бы приемлемую этику тогда, когда это кажется в принципе невозможным.
Ситуация Венеры в наиболее чистом виде стоит на концерте классической музыки и на математическом семинаре по теории Галуа или алгебраических чисел; основные признаки: точная гармония, соразмерность и уравновешенность частей, акцентуация на эстетическом моменте; высокая оценка в данном социальном круге и недоступность для всего остального человечества.
Венера царит на пышных представлениях, балах и концертах, светится на балете и в опере, улыбается на праздниках и карнавалах и торжествует в музеях. Она (иногда вместе с Марсом) ведет в своей низшей октаве сцены ревности, которые обусловлены общественным подсознанием в гораздо большей степени, чем хочется думать.
Венера господствует на социальных раутах, где нужно говорить ровно то, что положено, в светских гостиных и на дипломатических приемах, официальных банкетах и тому подобных мероприятиях. Венера светит влюбленным на первой поре их чувства, и она же, но уже другим своим светом, освещает их разрыв и прощание. Безответная и несчастная любовь также идет под Венерой, в отличие от взаимной, которая быстро трансформируется в лунную. Венерой управляется любовь к науке, искусству, общественной деятельности, но не к родине и семье (здесь хозяйка Луна). Благотворительность и милосердие могут управляться как Венерой, так и Луной, в зависимости от оттенков и способов их оформления — читателю будет полезно подумать об этом самому и записать свои соображения в учебник на следующие, оставленные свободными, строки:
Человек Венеры, в карте которого эта планета стоит сильнее остальных, будет очень тесно связан с общественным сознанием и подсознанием. Господствующие в его социальном слое этика и эстетика будут его завораживать; в зависимости от аспектов Венеры, он будет либо полностью им подчиняться, либо отчаянно с ними воевать, но относиться к ним спокойно и вырабатывать свои личные эстетические критерии и этические правила ему будет очень трудно, хотя в этом сильно нуждаются окружающие его люди.
Красота и чувства, особенно социально ценимые, будут играть в его жизни большую роль. Скорее всего он будет не только любить живопись, поэзию, музыку, но и сам рисовать и играть на нескольких музыкальных инструментах, не говоря уже о стихотворчестве. О многих, может быть, слишком многих вещах он будет судить с эстетической точки зрения: “этот человек мне не понравился, у него слишком кривые уши”. Может быть за этими чересчур кривыми ушами скрывается изъян в моральном облике? Человеку Венеры может приходить информация и таким способом, но он должен научиться читать свои эстетические знаки, а это непросто. Венерианская лень и требовательность к окружению должны быть превращены в усердие и строгость к себе, для чего придется углубиться в свой внутренний мир и понять, что красота души выражается, главным образом, в постоянном беспристрастном внимании и воплощается в точных действиях, произведенных в правильно выбранные моменты времени.
Для человека Венеры жить значит любить, но лунная любовь ему скучна. При поражении возможна карьера дона Жуана или Манон Леско, но, естественно, в той социальной среде, где вращается наш герой. В любом случае любви в его жизни будет много, его будут любить женщины, мужчины и целые коллективы, но далеко не всегда те и так, как ему бы того хотелось; однако и сам он будет до глубокой старости время от времени испытывать характерное сердечное волнение. Венерианская любовь приходит, как правило, внезапно и навсегда — по крайней мере так обещает сердце.
Слабая Венера дает сложности в социальных контактах; человек с трудом воспринимает неписаные законы своего слоя и группы, в которых он вращается. Его не принимают “на ура” в компаниях, но если он даст себе труд почаще улыбаться и внимательно слушать то, что ему говорят, он может при желании попасть даже в довольно элитарные слои. Вообще слабость планеты означает ненасилие кармы: человек волен выбирать, развивать ли принцип данной планеты или нет. Но в принципе слабая Венера мало заинтересована в человеческих контактах как таковых, и мысль о новом знакомстве или перспектива выхода в свет сами по себе ее не греют. Этот человек не акцентирует эстетические аспекты жизни; он, скорее всего, не обратит внимания на красоту старинного особняка или цвет заката; ему также непонятно, как можно бегать за женщиной только потому, что у нее красивые ноги. Ему легче мыслить в жестких этических, нежели в неопределенных и плывущих (для него) эстетических критериях. Выражение “красивый жест” имеет в его устах сугубо отрицательный смысл, ему трудно воспринимать красоту в жизни, не привлекая прагматических соображений. Он эстетически непритязателен и не склонен украшать себя (внешность, речь, манеры и т.д.); на высоких уровнях развития Венеры он, тем не менее, будет это делать, но с целью порадовать (а может быть, и эстетически развить) окружающих.
Внутренне он ощущает себя в этом мире посторонним, особенно при социальных контактах, Любовь с социальным привкусом, романтическая, не имеющая в виду скорейшее обзаведение потомством, посетит его редко (или никогда), и в любом случае вызовет слабые чувства; зато не будет и сопутствующих отрицательных аффектов (ревность, тоска). Для развитой личности это даже хорошо, поскольку не отвлекает внимания от более возвышенной любви к своему народу или всему человечеству (Луна) или к Богу (Нептун). На низком уровне происходит, однако, подмена Венеры Луной, и с человеком может быть очень скучно, как и ему скучно с другими и вообще в социальных, но не исключительно биологических ситуациях.
Гармоничная Венера пользуется неизменным социальным успехом; ее вообще любят люди. С ней приятно разговаривать, она умеет слушать, вставляя время от времени короткие уместные реплики: “ах, как это верно”, “необычайно интересно”, “какая глубокая мысль, никогда бы так не подумал”, или просто “О, ученость!” Трин к Луне и асценденту часто дают внешнюю красоту, эффектность или во всяком случае возможность создания соответствующего внешнего образа. Любовь к искусству и хорошее его восприятие, умение не видеть уродства людей и жизни. Склонность к романтической любви, умение красиво ухаживать и принимать ухаживания, гармоничность и социальная выверенность соответствующих эмоций. Вообще семейный и групповой конформизм, очень трудно решиться пойти против общества, и еще труднее идти против него. Сильное прорастание социальной и групповой этики в личное подсознание, и человеку очень трудно разобраться в том, в самом ли деле он считает то-то и то-то правильным или неправильным, приемлемым или нет, или же это наводки из социального эгрегора. В непроработанном варианте гармоничная Венера дает лень, отождествление себя с социумом, отношение к чужой любви как к данности (позиция: “посмел бы он меня не любить!”), социальный вампиризм (позиция: “я одним своим присутствием всех вас осчастливливаю, так что будьте добры меня развлекать”) и, в конечном счете, потерю социального нравственного чувства. Проработка дает художественные и артистические таланты, дар конструктивного общения с людьми, дипломатические способности, умение мягко управлять коллективом и регулировать его карму, формируя этику и эстетику общественного подсознания. Вокруг этого человека всегда как будто цветут розы, обладающие дополнительным качеством дезодоранта.
Пораженная Венера дает выраженное антисоциальное восприятие. Общественное сознание и подсознание активно не устраивают человека, но выражаться это может по-разному, в зависимости от карты в целом. Развитая пораженная Венера дает обостренную социальную совесть и умение конструктивно заниматься наиболее острыми общественными проблемами и даже заполнять самые зияющие пробелы в этике социального эгрегора. Непроработанная пораженная Венера может дать социальный нигилизм (активный или пассивный), бунт, попытки отстоять свою неразвитую личность от посягательств подлого общества, отгородившись толстой кирпичной стеной эгоизма, и иным образом в зависимости от положения Венеры в знаке, доме и ее аспектов.
Отношения с людьми строятся с трудом, хотя начало может быть самым бурным и безоблачным (квадраты при первом своем проявлении часто похожи на трины — судьба заманивает человека в ловушку пряником, в середине которого находится стальной крючок). При плохой проработке — высокие требования к другим, к их этике, манерам и внешнему виду (иногда это вытеснено из сознания, но эстетическая капризность будет обязательно), если есть оппозиции — психические проекции своих эстетических и этических недоработок на партнеров и общество в целом. При проработке, наоборот, повышаются требования к личной этике и эстетике, человек начинает во всех дисгармоничных ситуациях в первую очередь искать вину и причину в себе.
Эстетика либо очень оригинальная, ни на что не похожая, либо с четкой антисоциальной направленностью (хиппи и т.п.); при проработке это интересно, в ее отсутствие, чаще всего, безобразно. Художнику или писателю с пораженной Венерой очень трудно творить, для него муки творчества это вполне реальные муки; часто подолгу нет вдохновения или оно такое, что лучше бы его не было вовсе. Нужно искать, хотя это и трудно, творческие пути сотрудничества с социальным эгрегором, иначе перегрузка психики может привести в сумасшедший дом.
Любви, а точнее сопровождающих ее неприятностей и мучений будет очень много; в отношениях с людьми у человека проявляется, как говорится, тяжелый характер. Впрочем, человек может ожесточиться и сознательно эксплуатировать любовь окружающих в корыстных целях — тогда (он надеется) его пораженную Венеру будут прорабатывать они. Реально, однако, каждый человек живет по своей карте, и нежелание добровольно прорабатывать напряженные' аспекты сужает и так не слишком просторные стены лабиринта кармы.