Этот Учитель всегда будет одной из наиболее таинственных и загадочных личностей для западного мира, поскольку древние жители Востока, в отличие от многих других народов, не записывали свою историю. Имя Вьяса («тот, кто распространяет или развивает») является родовым, и его давность установить невозможно. Е.П. Блаватская указывает, что не следует путать составителя Вед с автором «Махабхараты» или с основателем школы уттара-мимансы. Сейчас мы ведем речь о первом из них. Об этом Учителе не сохранилось исторических сведений, до нас дошли лишь устная традиция и предания.

Согласно этим преданиям, Аватара Вьяса, один из великих Основателей религий, собрал в единую систему древнейшие гимны и эзотерические Учения, объяснил их смысл и, придав им символическо-аллегорическую форму, сделал доступными для большей части народа. Он облек чистые и благородные идеи в многочисленные мифы, которые направили множество людей и позволили тем, чьи умы и сердца пребывали в стадии детства, прикоснуться к подлинной Красоте и Истине. И тогда, в те далекие времена, когда Европа и даже Египет еще не знали цивилизации, этот древний народ обратился к внутреннему миру души, и волна мистицизма прокатилась по всему Востоку. Дворцы и хижины озарились метафизическим Светом Агни, и Арьяварта вновь возродилась.

Священные Веды послужили образцом для всех религиозных книг Пятой расы, и даже многие культуры, являющиеся потомками Атлантиды, вдохновлялись ими. В течение долгого времени Учение Вед сохранялось как устная традиция, а позже было записано. Это Учение исполнено здравого смысла и истинной духовности, не запятнанной эгоизмом и низменными интересами. Веды стали очагом, который осветил трудный путь человека в этом мире и подарил вечным странникам знание, вселяющее покой, — осознание того, что Некто уже проделал этот путь и ждет в конце, где дорога сливается со звездным небом.

Позже Кришна, собственно Аватара Пятой расы, примет священное наследие и оставит нам один из самых значительных философско-религиозных памятников всех времен — бессмертную Упанишаду Бхагавадгиты.*

К священным текстам Индии относятся Веды — самое древнее писание на земле, а также древнеиндийский эпос «Махабхарата» и «Рамаяна».

Веды относят к традиции шрути, что означает «услышанное», т.е. услышанное от богов, непосредственно переданное человеку богами. Эпические поэмы относят к традиции смрити, что означает «запомненное», т.е. то, что происходило на земле, осталось в памяти поколений и трепетно оберегается до сих пор. Помимо эпических текстов смрити разрабатывают отдельные области знания, например, грамматику, астрономию, медицину, правоведение и др.

Также к священным текстам (традиция смрити) относят пураны («повествование о древности», «древние предания») — они составлены из гимнов, обрядов и ритуалов, из мифов, повествующих о родословной богов и царей, о творении, об исторических циклах, об истории священных мест и т.д.