УЗЛЫ ЛУНЫ
Узлы Луны являются не столь чувствительными точками гороскопа, сколь планеты. На небосводе они не видны, не представляют, подобно планетам, принципов и не являются источниками энергии. Их роль скорее опосредующая: они представляют особенности динамики развития человека: его личной эволюции и его участия в эволюции окружающего мира. Точнее, узлы Луны характеризуют диахронический аспект включения человека в процессы эволюции внутреннего и внешнего мира, т.е. его зависимость от внутреннего опыта своей души и прошлого своего народа и отношение к этому прошлому, а также тенденциям будущего развития того и другого.
Любое развитие идет в балансе прошлого и будущего; если этот баланс нарушается в сторону будущего, человек слишком быстро сжигает за собой мосты и оказывается в вакууме, теряя свою основу и направление дальнейшего движения; если же баланс нарушается в сторону прошлого, то останавливается развитие и начинается топтание на месте, брожение, а затем гниение застоя.
Узлы Луны всегда означают конкретные обстоятельства, хотя и менее определенные, чем дома. Течение времени и внешнего и внутреннего развития часто незаметно для сознания, но всегда регистрируется подсознанием. И по поводу каждого события и явления перед ним возникает вопрос: как к этому относиться? Как к старому, знакомому, привычному, которое следует размещать в привычных схемах, или как к новому, которое требует принятия себя как такового и создания со временем особых схем или места в классификациях. Первым процессом управляет южный узел Луны, вторым — северный. Та же самая проблема возникает у человека и при включении в социальную жизнь. Каждое внешнее событие можно рассматривать, как проявление устоявшегося течения жизни социума, или же видеть в нем нечто принципиально новое, лишь сегодня входящее в социальную жизнь и ранее никогда там не встречавшееся. Восприятие и реакции человека на эти типы социальных явлений совершенно различны и также определяются положением в карте, соответственно, южного и северного узлов Луны.
Проработка узлов Луны идет по трем линиям: проработка южного узла, северного узла и установление баланса между ними. Вообще северный и южный узлы лучше рассматривать не отдельно, а как две грани одного и того же объекта; это проявляется, например, в том, что они всегда похоже аспектированы (например, обязательно одновременно гармоничны или поражены).
Узлы Луны играют очень большую роль в жизни человека. В зависимости от уровня их проработки и большей или меньшей акцентуации одного из них находится ежедневная жизнь человека и его бытовое мироощущение, например, живет он вчерашним, сегодняшним или завтрашним днем; кроме того, при поражении основных планет (Солнца и Луны) или просто на низком уровне проработки карты человек часто реализует себя, акцентируя узлы, которые могут дать ему работу и кров, не затрагивая его центральных психических структур: это будет жизнь без признаков проработки, в рамках общесоциальной реальности, где человек представляет роль, за что ему платят умеренные деньги, но ничего более не требуют.
Проработка каждого из узлов идет по двум основным линиям: более подробное и глубокое видение соответствующих явлений и соотнесение внешнего и внутреннего значения данного узла, т.е. проблем развития социума и самого человека. Ниже приведены 4 уровня проработки узлов, которые следует воспринимать как ориентировочные, поскольку их проработка часто идет неравномерно, и вполне может оказаться, что у человека, например, южный узел находится на четвертом уровне проработки, а северный — на втором, и каков при этом уровень проработки их баланса можно сказать, лишь изучив жизнь данного человека.
На первом уровне проработки узлов сознание и подсознание человека полностью согласованы с общественными, и он ретроград вместе со всеми, и приветствует прогрессивные идеи, особенно когда они сулят быстрое обогащение, тоже вместе со всеми. На этом уровне с человеком совершенно бесполезно обсуждать вопросы, относящиеся к ведомству узлов, т.е. что является и что не является новым и как к этому следует относиться; он, в зависимости от взаимной акцентуации и аспектов узлов, может быть более или менее доброжелателен к прошлому и будущему, но его взгляды незыблемы, и он не может (и не хочет) их изменить. Следует подчеркнуть, что южный узел определяет отношение человека к прошлому не самому по себе, но в том виде, как оно представлено в настоящем, т.е. к традиции, установившимся взглядам, обрядам, способам поведения в стереотипных ситуациях и т.д. Соответственно, и северный узел определяет отношение человека не к далекому будущему, а к тем его фрагментам, которые не только уже материализовались в настоящем, но получили социальное признание, т.е. стали фактом общественной жизни.
На первом уровне проработки узлов для человека характерно крайне поверхностное, хотя и догматичное отношение к традиции. Он знает ее понаслышке и формально усвоил несколько правил, ставших для него догмами, “потому что так наши деды жили, а уж они были поумнее нас”. Когда требуется, он забывает и традицию, и умных дедов, и делает, как ему в данный момент нужно и удобно, и ощущение противоречия в своих словах и действиях не доходит до его сознания, ни изнутри, ни при попытках разъяснения со стороны. Типичное отношение к новым тенденциям — поверхностно-скептическое, с привкусом презрения (“что они могут понимать”) или высокомерного недоумения (“не понимаю, что в этом хорошего, а раз не понимаю, значит, ничего и нет”), или, в редких случаях, поверхностно-поощрительное с предвкушением легкой наживы (“давайте, старайтесь, а если что получится, то вместе руки погреем”).
Развитие внутреннего мира на этом уровне идет практически без участия сознания и в основном по линии накопления впечатлений и переживаний; осмысления прошлого опыта и сознательной адаптации к новым явлениям внутренней жизни не происходит, они встречаются с таким же недоверием или узко-корыстным интересом, как и новости внешне-социальной жизни. Прошлое, настоящее и будущее внешней (и внутренней) жизни никак не связываются человеком в единое целое и даже не осознается их взаимное влияние друг на друга. Внешний и внутренний мир предстают полностью статичными и хаотическими.
Для этого уровня проработки узлов характерно жестко-догматическое воспитание детей, которые должны, по мысли человека, точно соответствовать социальной норме, с одной стороны, и достичь всего того, что он не достиг, с другой; таким образом, родительские фрустрации проецируются на детей, чем обеспечивается преемственность поколений, связь времен и баланс узлов на первом уровне их проработки.
На втором уровне проработки узлов человек уже иногда в состоянии сформировать точку зрения на те или иные явления настоящего в их связи с прошлым и будущим, не сводящуюся к социальному штампу. Впрочем, здесь проработка идет скорее не по пути его преодоления, а по пути углубления в традицию, ее подробного изучения и осмысления; северный узел прорабатывается, соответственно, более внимательным рассмотрением новых социальных явлений, поиском их корней и проблем, отзвуком на которые они явились. На этом уровне человек в целом еще следует общественному подсознанию, но уже начинает делить традицию на отжившую, косную ее часть и твердый фундамент, который совершенно необходим, но сам по себе недостаточен и нуждается в дополнительных строительных мероприятиях. В отношении новых социальных тенденций он отходит от плоско-прагматического взгляда и допускает, что он может чего-то не понимать в идеях подрастающего поколения, которые не все сплошь чушь и белиберда, и что ему нужно внутренне дорасти до их понимания. Это отношение гораздо более конструктивно, и человек адаптируется к тем новым явлениям общественной жизни, которые полностью игнорируются людьми на первом уровне проработки узлов или бьют их как обухом по голове.
Что касается динамики внутреннего мира, то на этом уровне проработки узлов человек в принципе признает возможность и даже необходимость внутреннего развития, но еще совершенно не в состоянии им управлять; в лучшем случае он его частично отслеживает, хотя с трудом верит тому, что реально меняется, даже тогда, когда это очевидно уже всему его окружению. Здесь идея внутреннего развития соответствует сатурновско-юпитерианским представлениям, т.е. выработке внутренней дисциплины и концентрации внимания (южный узел) и расширению сфер интересов и деятельности (северный узел), и таким образом еще вполне согласована с социальными нормами. Однако мысль о согласовании внутреннего развития человека с внешним развитием общества (так, как человек его видит) пока не приходит в голову, точно также, как идея взаимной связи стабильности и изменчивости в эволюционном развитии человека и общества в целом носит пока совершенно абстрактный характер, и практически приложить ее он пока не может. Внешний и внутренний мир представляется, по идее, развивающимися, но увидеть их развитие в целом, а не через эволюцию малых фрагментов, человек еще не может, и хотя и признает связь времен, ощущает ее тоже очень фрагментарно и далеко не всегда. '
На этом уровне проработки узлов родители допускают определенные вольности в воспитании детей, не настаивая на их точном соответствии стандарту и допуская, что они сами (когда станут взрослыми) могут и должны определять свою судьбу; вместе с тем их судьба мыслится все же в основном в социальных рамках и чаще всего в пределах родительского социального слоя (или следующего по уровню).
Равновесие узлов на этом уровне символизируется видением в детях черт собственного характера в юности и установлением сбалансированных отношений с родителями.
На третьем уровне проработки узлов человек существенно отходит от социальных штампов восприятия традиции и новых общественных течений. Он имеет свои взгляды на то и другое и может счесть рациональным в традиции то, что в его окружении считается безусловно положительным и необходимым; в равной мере он может принимать новые веяния, недоступные и категорически отвергаемые большинством современников. Однако более существенно то, что на этом уровне проработки узлов формируется индивидуальное отношение ко всем текущим явлениям социальной жизни, которые теперь делятся на категории обычных и новых не в точном соответствии со стандартами общественного сознания и подсознания, а на основе личной интуиции. Это означает, что человек подключается к социальному эгрегору, вначале как чистый наблюдатель, отслеживающий динамику развития общества. Это уровень талантливых публицистов, модных писателей с шумной, но корыстной славой, иногда крупных общественных деятелей. Эти люди видят многие связи между прошлым, настоящим и будущим, и последнее редко застает их врасплох.
В области внутренней жизни третий уровень проработки узлов означает, что человек уже довольно хорошо видит тенденции ее развития. Он понимает, какие программы подсознания являются отжившими, а какие вновь появляющиеся актуальны для будущего и в некоторой мере учится управлять взаимодействием с остальной частью психики.
На этом уровне проявляется обстоятельство, ранее бывшее совершенно незаметным: связь между трудностями личного и социального развития, по крайней мере, в том виде, как они предстают перед данным человеком. Для того, чтобы понять одно, часто оказывается полезным разобраться в другом, и человек начинает осознавать смысл принципа двойственности его внешнего и внутреннего мира на очень важном аспекте: эволюции того и другого. Теперь он видит существенные связи, соединяющие прошлое, настоящее и будущее внешнего мира и своей души сквозными нитями, что сразу делает осмысленным и его внутреннее развитие, и жизнь во внешнем мире; также осмысленным и почти конкретным занятием становится поиск своего места в эволюционном процессе.
На этом уровне человек смотрит на детей как на близкие, но все же самостоятельные души, доверенные ему на воспитание, и их свобода в выборе судьбы представляете? ему естественной и, более того, неотъемлемой их принадлежностью; тем не менее, если их этика сильно отличается от родительской, человек будет переживать и сомневаться в качестве своего воспитания. На этом уровне человек видит свою функцию воспитания в равной мере как социальную и духовную, и баланс узлов символизируется передачей тех и других устремлений высшего порядка от родителей к детям.
На четвертом уровне проработки узлов человек хорошо видит социальную карму, и ему открыт внутренний смысл процессов и явлений, происходящих в обществе. Это национальные пророки и духовные учителя, в редких (по крайней мере, в эпоху Рыб) случаях — крупные религиозно-общественно-политические деятели. На этом уровне человек может влиять на развитие социальных процессов, причем не только видимыми внешними действиями, но и непосредственной работой в эгрегоре. Расположение узлов в ночной и дневной полусферах покажет, где ему удобнее работать внешним образом, а где — непосредственно через эгрегор. Южный узел символизирует традицию, которую нужно частично преодолеть, а частично использовать, сумев на нее опереться; северный узел символизирует новые веяния, в которых также нужно выделить рациональное зерно и тщательно его прорастить, отделив от плевел. То и другое можно делать, лишь со вниманием разобравшись не только в основном течении кармы, но и в Огромном количестве социальной пены, прикрывающей его сверху, что возможно лишь на следующих уровнях проработки узлов; важно, однако, понимать, что это частично возможно и на четвертом и даже более низких уровнях их проработки, но требует полного отказа от личной и групповой заинтересованности и большой внутренней честности, ибо социальные наводки в подсознании значительно тоньше наводок это, и потому их искажения могут дольше оставаться незамеченными. Любой человек дитя своего времени и социального слоя, и отказаться от этого значит выйти в безвоздушное пространство, где очень трудно адаптироваться.
В области внутренней жизни на четвертом уровне проработки узлов с человеком происходят качественные изменения. Он начинает ощущать опыт предшествующих воплощений своей души; иногда к нему приходят и конкретные воспоминания. Он может в общем предвидеть свое будущее, иногда с большой точностью. Связность и единство судьбы для него очевидны, хотя ощущение полной гармонии мира пока еще не достигается. На этом уровне необходимость внутренней работы для успеха внешней очевидна, равно как взаимосвязь между внутренними и социальными проблемами; более того, последние человек может иногда решать, успешно прорабатывая первые.
В воспитании детей на этом уровне основной акцент человек делает на том, чтобы дать их душе наиболее благоприятные возможности проявления. Внешне это может выглядеть вполне заурядно (а может и нет), но дети будут отлично чувствовать отсутствие внутреннего давления со стороны родителей, и их творческие способности будут выше средних. На этом уровне человек может увидеть эволюционный смысл бытовых мелочей в жизни ребенка и регулировать его поведение с помощью незначительных, чисто внешних ограничений. Здесь баланс узлов символизируется передачей детям общей духовной устремленности, независимо от отличий их социальной реальности от родительской.
Ситуация узлов типична для обсуждения проблем социального развития во всем существующем диапазоне — от беседы двух пожилых женщин о деградации подрастающего поколения в сравнении с давно прошедшим временем их молодости до полемики в печати о праве на существование очередного танцевального стиля. Многие способы социального времяпрепровождения связаны с откровенной и бессовестной эксплуатацией лунных узлов: это разговоры о воспитании детей и модах в женском кругу и обсуждение политических новостей и возможных перспектив кандидатов в президенты в мужском; сюда же относятся всевозможные воспоминания о добрых старых временах, нравах и обычаях, и оценки настоящего критериями прошлого, а также обсуждение возможного будущего на прочных позициях настоящего.
Ситуации узлов низшей октавы, как правило, несбалансированы, т.е. один из узлов акцентирован сильнее другого. Это ведет к тому, что обсуждение совершенно бесполезно и играет роль исключительно времяпрепровождения, что совсем не безобидно, поскольку профанируется сама идея развития общества или, по крайней мере, участия в ней данного человека. С другой стороны, практически не бывает ситуаций чисто южного и чисто северного узла, поскольку тема другого узла обязательно зазвучит фоном, который легко ощутить.
Глобальная ситуация узлов это, например, принятие народом новой для него религии или внедрение чужой культуры, когда многие старые обряды и формы социального поведения наполняются новым содержанием. В зависимости от уровня баланса узлов подобные ситуации могут идти более или менее гармонично или, наоборот, деструктивно.
Ситуация узлов во внутреннем развитии человека возникает обычно с акцентом на один из них: или развитие человека тормозит инертная и косная часть психики, или в подсознание слишком энергично внедряются новые программы, к которым оно еще не готово. В обоих случаях задача человека — найти баланс узлов и не жертвовать безжалостно старым ради нового или наоборот.
Узлы в карте обычно аспектируются похожим образом: если планета стоит в квадрате к одному из них, то к другому тоже, а трин к северному узлу сопровождается секстилем той же планеты к южному. Исключение составляет аспект соединения, который дает принципиальную возможность усиления одного узла по сравнению с другим: узел в соединении с планетой, а тем более, с несколькими, акцентирован в карте сильнее противоположного.
Человек с акцентом южного узла ориентирован на традицию. Он с удовольствием ищет в настоящем следы прошлого, и при проработке южного узла иногда находит то, что было никому неизвестно, или обращает внимание на ускользающее от остальных. Кармически этот человек призван быть 'на страже устоев, отвечать за фундамент постоянно растущего социального здания. На низком уровне проработки и особенно при поражении узлов это ретроград и отчаянный консерватор, слепо верящий всему, что было раньше, и отвергающий новое только потому, что оно новое. Проработка здесь дает глубокое проникновение в суть проблем настоящего как вытекающего из прошлого и не только видение фундамента традиции, но и умение зашпаклевать в нем незначительные трещины, сильно повышая его надежность без капитального ремонта. Следует добавить, что эти действия человек южного узла производит, отслеживая боковым зрением тенденции будущего развития социума, что дает ему общую ориентировку.
Во внутренней жизни человек с акцентом южного узла склонен считать, что он фундаментально, в главном, достаточно хорош и нуждается, в крайнем случае, лишь в самых незначительных усовершенствованиях. На низком уровне он к тому же скептически относится к идее адаптации своей психики к любым новым условиям, считая, что все это баловство и говорить не о чем (т.е. что на самом деле ничего нового с ним не произошло и произойти не может). Он хорошо приспособлен к самому себе, и может прочно на себя опереться, что дает основу развития, но в его отсутствие ведет к окостенению и деградации личности.
Человек с акцентом северного узла будет больше заинтересован в новых и, как он считает, перспективных общественных движениях, чем в традициях. В демократическом обществе его часто можно увидеть на демонстрации, в тоталитарном — фига, которую он держит в кармане, будет больше, чем у других. Следует, впрочем, отличать человека северного узла от человека Водолея: первый не выходит за социальные рамки, в то время как второй с большим трудом умещает там себя хотя бы частично. На низком уровне человек северного узла слишком подвержен моде и поверхностно оценивает социальные новости, приветствуя их по принципу свежести, а не по существу тенденций, которые они отражают. При проработке человек учится лучше видеть настоящее и, проницательно оценивая ростки будущего, помогает им в развитии, учитывая особенности их корневой системы, которая должна прорасти в настоящее и укрепиться в более глубоких слоях прошлого, за чем он тоже наблюдает краем глаза.
Во внутренней жизни человек северного узла всегда куда-то стремится, не всегда понимая, куда и зачем. Он часто не устраивает себя, точнее, сам себе скучен и требует нового — новых друзей, впечатлений, смены профессий и увлечений. На более высоком уровне самосознания он постоянно стремится выработать в себе новые качества, освоить новые программы подсознания и новую психическую реальность, вначале плохо себе представляя, как она увяжется со старой и что из этого в результате получится. Дальнейшая проработка дает мудрость в этих вопросах и умение не торопить события, но это дается с трудом, а мысль о необходимости доработки и частичной коррекции старых программ подсознания, в частности, привычек, навыков, систем взглядов на мир и т.п. очень долго остается неприятной, поскольку человеку северного узла всегда легче выбросить, чем починить.
Сильные узлы дают человека, которому нужно жить в самой гуще жизни. Ему не дает покоя ни прошлое, ни будущее: прошлое в настоящем ему очень нравится, но в то же время местами отчетливо устарело и требует решительной замены; будущие тенденции тоже весьма привлекательны, и нужно их как можно скорее повсеместно распространить. На низком уровне такой человек профанирует идею социального развития полностью; глядя на него, становится совершенно очевидным, что это развитие возможно в сторону более или менее быстрой деградации, поскольку из традиции он берет наиболее плоскую и реакционную часть, а из новых идей делает нечто или совершенно фантастическое и нереальное или, наоборот, хорошо узнаваемое, из недавнего прошлого, того самого в нем, что хочется похоронить и навсегда забыть.
Проработка дает более глубокое проникновение в суть происходящего в социуме, и тогда в сознании человека оформляется мысль о необходимости найти синтез традиции и новых веяний и указать конкретные пути развития общества, в чем, собственно, и заключается кармическая программа узлов.
Во внутренней жизни человек с сильными узлами будет испытывать постоянные импульсы развития; в зависимости от взаимной акцентуации узлов и их аспектов оно будет происходить с упором на устоявшуюся психическую реальность или на освоение новых программ подсознания, и более или менее гармонично, но меняться человек должен обязательно (другое дело, что он может свое развитие профанировать, особенно при гармоничных узлах). Направления развития покажут дома, где стоят узлы, и их аспекты; при этом следует иметь в виду, что внутреннее развитие наполовину идет за счет южного узла, когда осмысляется и окончательно оформляется достигнутое и производится его чистка и уборка психического мусора. Сильные узлы на низком уровне проработки дают страшную внутреннюю суету, человек все время куда-то бросается, стремится то выковать себя полностью заново, уничтожив все, что есть на данный момент, то, наоборот, полностью отрицает все нововведения и сосредотачивается исключительно на идее тщательной отработки и культивирования имеющихся навыков и способностей. Непроработанные сильные узлы дают комплексы и фрустрации очень тяжелого сорта — неверие в себя, возможность своего развития и самореализации, что проецируется вовне и дает социальный нигилизм и отрицание возможности социального развития, при том, что реально человек вполне может трудиться именно в областях, связанных с общественными проблемами и развитием общества.
Высокие требования к собственным детям, а также внимание к молодежным проблемам.
Слабые узлы дают человека, мало заинтересованного в социальной динамике. Моды подрастающего поколения не вызывают у него восторга, но кипеть от негодования, услышав популярный среди молодежи мотивчик, он тоже не будет. Это положение дает невключенность в развитие принудительным порядком, но вовсе не означает застоя:
человек может как постигать развитие окружающего его общества, так и развиваться сам — особых препятствий в этом ему не поставлено, но нет и побуждающих к этому стимулов, как при сильных, а особенно пораженных узлах. Отсутствие проработки узлов, как и отсутствие проработки слабого Сатурна, приводит, однако, к тяжелым последствиям: в какой-то момент человек понимает, что безнадежно отстал в своем развитии и окостенел душевно, и не в состоянии ни опереться на свои имеющиеся программы подсознания, ставшие очень жесткими и во многом примитивными, ни начать освоение новых. С другой стороны, проработка слабых узлов очень перспективна, поскольку позволяет направить внутреннее развитие по тому пути, который будет выбран самим человеком, без императивного давления внешних или внутренних обстоятельств, что характерно для сильных узлов. В области социального восприятия и взаимодействия с развитием общества слабые узлы означают карму наблюдателя, и проработка предполагает не столько уравновешенное участие в развитии общества, сколько беспристрастное наблюдение за ним с возрастающим уровнем концентрации внимания. Здесь проработка дает высокий уровень понимания процессов развития и малую (по видимому) возможность непосредственного в них участия, что человека сильно огорчает; и лишь на высоком уровне эволюционного развития он осознает, что его основная функция в мире и есть внимание и понимание, а не действие, которое всегда вторично.
Гармоничный южный узел дает возможность глубокого видения роли традиции в современной жизни социума и большую любовь к ней. Этот человек может быть любителем старины в любом виде:
коллекционировать старинные люстры или книги, знать наперечет исторические места своего города или изучать рецепты старинной кухни, воскрешать в своей жизни обряды и обычаи своих предков и т.п. Ко всему этому у него будет большой вкус и способности, и в такие занятия он может уйти с головой, начисто погрузившись в любимый мир и забыв про все остальное, но главное — про законы развития. Дурман прошлого, особенно воспринимаемого с ностальгической сладостью, может быть сильнее опиума и даже героина, и поглощает слабого человека целиком.
Напрасно многообещающие секстили северного узла приглашают его обратить внимание на проблемы развития настоящего и уделить им хотя бы небольшую часть времени и внимания — человек чаще всего остается глух к призывам: трины южного узла дают очень большую внутреннюю пассивность, ощущение ненужности развития, во всяком случае, приложения особых усилий, ибо (кажется человеку) все должно происходить само собой, вовремя, гармонично и красиво, а если ради чего-то нужно убиваться, так Бог с ним, обойдется и так. Это одно из самых трудных для преодоления положений, поскольку косные и устаревшие программы подсознания наделены очень большой инерцией, преодолеть которую можно лишь напряжением всех сил, что бы ни говорила по этому поводу гармоничная лень. Трин — аспект самообмана, когда квадрат видится как красивый овал с розочкой на краю.
Здесь проработка дает большие возможности развития (внутреннего и внешнего) и гармоничное участие в социальной жизни, когда человек учит других видеть и уважать традицию в ее живой части и двигаться вперед на ее основе, а не в пустом пространстве. Хорошо для прогрессивных священников официальной церкви и профессоров центральных университетов.
Гармоничный северный узел дает человека, который купается в новых веяниях и прогрессивных идеях; для него они не хуже наркотика. Ему не хочется думать о сложностях реализации и реальной конструктивности этих идей и веяний: они нравятся ему такими, какие они есть. Без проработки это ведет к постепенной девальвации идей и измельчанию самого человека, поскольку вдохновляться и вдохновлять других фантомами можно ограниченное время. Трины северного узла делают грядущее очевидно прекрасным и столь же неизбежным, и кажется, что не нужно ничего, кроме как его радостно приветствовать. Секстили к южному узлу показывают направления заземления: области, где нужно искать корни и традиции, соединяя с которыми ростки будущего, можно получить полноценное и жизнеспособное растение. Но секстили нужно как-то реализовывать, они дают потенциальные возможности, а трины дают везение и готовые возможности, и соблазн решительного предпочтения северного узла южному может оказаться сильным, а это ведет к отрыву от реальности и чистому фантазированию.
Во внутренней жизни гармоничный северный узел означает превосходные способности адаптации к любым новым условиям, в частности, на низком уровне — резиновую совесть: человек может оправдать себя в любой позиции. Вместе с тем, адаптация к своей психике новых программ подсознания требует некоторого труда и внимания к имеющемуся ее состоянию и динамике, на что намекают секстили к южному узлу; при отсутствии их проработки человеку кажется, что он усвоил новое, но реально он сильно напоминает сухой слоеный торт, который при легком надавливании сверху становится похожим на ежа: старое и новое лежит слоями, не взаимодействует и не перемешивается, так что синтеза целого не происходит.
Выше были разобраны два крайних случая гармоничных узлов: первый — когда все трины идут к южному узлу, и второй — когда к северному. В промежуточном случае, когда часть планет в карте образует трины к южному, а часть — к северному, а квадратов к узлам нет, можно сказать, что узлы приблизительно одинаково гармоничны. Это, однако, вовсе не снимает проблем взаимоотношения трина данной планеты к одному из узлов и ее же секстиля к другому; проработка этих аспектов идет параллельно, в соответствии с описаниями, приведенными выше, отнесенными к областям, которыми управляет данная планета, а в отсутствие проработки человек будет наивно-ретрограден в одних областях и столь же поверхностно-прогрессивен в других, в соответствии с аспектами узлов.
Пораженные узлы дают человека, которому трудно смотреть на развитие окружающего общества: традиции прошлого его не устраивают, кажутся глупыми, догматичными, давно устаревшими или ненужными, а тенденции к новому представляются не выходом из создавшегося положения, а издевательством над здравым смыслом (квадрат Меркурия к узлам), эстетическим чувством (квадрат Венеры) или экзистенцией (квадрат Луны). Вместе с тем, проблемы развития общества трогают человека, ему не удается от них так просто скрыться; его постоянно вовлекает в какие-то социальные течения, в которые он энергично включается и от которых столь же энергично отторгается, ко взаимному неудовольствию сторон. Без проработки этот человек может стать полным социальным нигилистом, извращающим и отрицающим как традицию, так и все прогрессивные течения, и пылающим лютой злобой к обществу в целом. Проработка здесь трудна, поскольку бороться приходится не с отдельными людьми, а с целыми эгрегорами, что требует в первую очередь самоотречения и внутренней работы, которая в данном случае тоже затруднена. Однако именно эти люди могут наиболее глубоко понять свое общество, его корни и истоки, и прозреть его будущее в незначительных ручейках, слабо пробирающихся по болоту повседневности, и указать его развитию наиболее перспективное направление. Эти люди чувствуют боль социума как никто другой, в них как будто встроено увеличительное стекло, настроенное на пороки и недостатки развития, и общая культура общества очень отчетливо проявляется в его отношении к ним.
Внутренний мир человека с пораженными узлами имеет большие сложности развития, которые сильно зависят от конкретного положения узлов в карте. Например, узлы в подвижном кресте дают слишком большую изменчивость психических структур, а в постоянном — их ригидность. В общем можно сказать, что жизнь складывается так, что внутренне меняться необходимо, но это получается с большим трудом, а чаще всего изменения идут не так, не туда или не вовремя. В выраженных случаях человек может возненавидеть свое актуальное “я”, воспринимая его как набор отживших, примитивных и низменных программ и инстинктов, что ведет к глубокому отчаянию, неврозам и психозам; а идеалы развития стоят так высоко, что абсолютно недостижимы. Здесь проработка идет по двум путям: устранение искажения в восприятии актуального состояния психической реальности и примирение с собой в текущем варианте или формирование достаточно высокого, но реально достижимого идеала или, по крайней мере, конкретных ступеней развития. Здесь требуется высокая внутренняя дисциплина, достигаемая проработкой Сатурна, и развитие внутренней честности, которая управляется Нептуном.